Ещё один Игромир, ещё один обзор
Я думаю, что как выставка Игромир растёт. Правда немного сложно понять в какую именно сторону он растёт, но определённое развитие явно наблюдается. Мероприятие становится более организованным, более дисциплинированным. Если раньше, например, вам за билет на бизнес-день могли по ошибке дать ВИП-бейджик, теперь подобные инциденты жёстко пресекаются руководством, зорко следящим за работой стоек регистрации. Охранники, которые раньше могли разрешить посидеть на своём стуле или даже скинуть со сцены какой-нибудь оставшийся там значок, теперь ничего подобного себе не позволяют. Администрация явно учится тому, как экономить свои деньги. Жаль только, что в других областях такого прогресса не наблюдается.
Конкурсы Игромира
Думаю, ни для кого не секрет, что я, как и многие другие, хожу на Игромир прежде всего ради конкурсов. Ну посудите сами. Видео из игр можно посмотреть и в интернете. Оценить ощущения от игры можно и по выложенным в том же интернете демо-версиям. А что касается каких-то эксклюзивных показов и материалов, то я не вижу особой разницы в том, узнаю ли я, что грядущий распиаренный проект будет отстоем на пару недель раньше, чем об этом будет рассказано в рецензиях. А вот где ещё можно поучаствовать в каком-то необычном состязании или викторине на знание любимых игр, да ещё с возможностью выиграть довольно ценный приз, я не знаю.
К сожалению, конкурсы на этом Игромире были практически такие же как и на прошлых. В отсутствие Буки, её фирменный «обмен фигни» взяли на вооружение на стендах mail.ru и 1С-СофтКлаб. Причём у 1С это действительно был обмен — отдаёшь ведущим на сцене что-то своё, а в замен получаешь что-то из призового фонда (так что это даже не совсем конкурс пожалуй). А вот ведущим mail.ru достаточно было просто показать что-нибудь этакое и можно было получить награду уже только за то, что пришёл на Игромир с сачком для бабочек, пучком укропа или одеколоном «Жириновский».
Остальные конкурсы также можно было увидеть на прошлых выставках. Различного рода викторины и просто «кто назовёт больше игр». Отжимания, лимбо, бой мешками (кто первый сойдёт с места, тот проиграл) — вот и все конкурсы на ловкость и силу (а ведь на прошлом Игромире были и другие). Также были конкурсы на сбор башен из карт или банок, а те, кто хотел чего-то «более взрослого», могли попробовать собрать/разобрать автомат, уложившись в армейские нормативы (стенд Survarium).
Разумеется были и турниры по различным играм. Как среди профессионалов, так и новичков. Учитывая свой невысокий уровень во всех дисциплинах, я даже не стал пытаться в них участвовать.
Единственной интересной новинкой, которую я увидел, был стенд браузерного(!) шутера Offensive Combat. Там был установлен прозрачный бак с водой, а на помосте над ним размещалась девушка в купальнике. Сбоку была мишень, если попасть в центр которой, помост складывался и девушка падала в бак. Правда за то, чтобы бросить мячик в заветную мишень, надо было сражаться в конкурсах с другими игроками, но тем не менее подобное развлечение, завязанное на унижении (как и сам Offensive Combat), привлекало многих.
Что касается ценности призов в конкурсах, то в основном она была невелика. Кепки, футболки, книжки, диски с играми вроде «Трёх Богатырей» или «The Bureau». Только на стенде mail.ru в рядовых конкурсах можно было выиграть что-то действительно стоящее — игровые клавиатуры, мышки, гарнитуры, навороченные корпуса и мобильные телефоны. Да да, ирония судьбы (или тонкий расчёт) в том, что именно mail.ru, которую обвиняют и в поголовной дойке пользователей, и плагиате, и в о всех смертных грехах, на Игромире производила впечатление самой щедрой и весёлой компании. Даже если участвуя в конкурсах, ты ничего не выигрывал, ты получал один или несколько купончиков на «100 баллов Global Game Fest». Их, кстати можно было получить и вообще не участвуя в конкурсах, так что подробнее о них я расскажу чуть позже.
В принципе на других стендах тоже были ценные призы, но лишь в особо редких и сложных конкурсах. Игровых турнирах по CS (стенд Юлмарт), WoT и WoWP (стенд Wargaming, понятное дело). У 1С турниров я не видел, зато у них был конкурс рисунков на тему игр, которые они издают. Поскольку рисунки можно было готовить и дома, то были среди них и довольно впечатляющие работы. Так что участвовать я не стал. Как и в другом творческом конкурсе — «сделай что-то похожее на корабль из EVE Online из всего, что сможешь найти на выставке». Кстати похожие конкурсы на Игромире тоже раньше были, но увидеть некоторые особо навороченные агрегаты всё-равно было интересно. Кстати в последний день выставки (когда меня там не было) 1С провела конкурс косплея по Final Fantasy. Напомню, что на прошлом Игромире был конкурс косплея Лары Крофт. Надеюсь, что в следующий раз... подобный конкурс будет снова. Неплохая была бы традиция — устраивать показ косплея по выходящим играм.
Но, как всегда, главным фейлом 1С был «Игровой маршрут». Коврик для мышки в стиле Rome 2 и ничтожный шанс что-то выиграть в вечерней лотерее — явно недостаточная компенсация за несколько часов стояния в очередях. Хуже того, в некоторых случаях движение очередей ещё и замедлялось из-за плохой организации. Иногда очередь не продвигалась просто из-за того что игроки долго не могли пройти часть игры (что было условием получения печати). Понятно конечно, что главной задачей игрового маршрута была реклама входящих в него игр, но тогда это тем более был провал. Что запомнят те, кто получал печать за Rome 2? Пять-пятнадцать минут которые они в него играли или полтора часа стояния в очереди?
Лут Игромира
Как думаете, если уж призы в конкурсах были средними, то каким мог быть рядовой лут? Оказывается весьма неплохим. Конечно, в основном раздавались всякие ручки, сувениры и прочая рекламная макулатура. Однако, к примеру на стенде 1С можно было получить довольно приличного качества плакаты Ведьмака 3. Может себистоимость их была и невелика, для фанатов игры мало что могло быть ценнее — ведь весь плакат был покрыт автографами разработчиков.
На стенде mail.ru, как я уже говорил, можно было получать купоны с баллами GGF. И на эти баллы в магазине (расположенном с другой стороны стенда) можно было приобретать всякую всячину. В основном девайсы для компьютера (клавиатуры, мышки, гарнитуры) или настольные игры (видимо взятые со стенда настолок).
Обмен на стенде 1С, проходивший сразу после завершения вечерний лотереи, также давал шанс не уйти с Игромира с пустыми руками. Правда для того чтобы получить что-нибудь ценное, тут надо было иметь что-нибудь ценное. Но это не было серьёзной помехой. Кто-то обменял старый планшет на новейшую память от Kingston, кто-то отдал барабанные палочки подписанные самим <увы я не расслышал кем именно> за полное собрание Tales of Xilia. Особо продвинутые могли попробовать сделать комбо — набрать на стенде mail.ru чеков, купить на них настольную King's Bounty и обменять её на медиаплеер Rinmix RF-7200.
Игры Игромира
Как я уже писал, знакомиться с играми через интернет можно с не меньшим успехом, чем приходя на Игромир. Но есть и исключения. Например, если у вас нет консоли, на выставке можно лично опробовать какой-нибудь из эксклюзивных проектов, в который дома вы всё равно играть не будете. Я, например, поиграл в Mario and Sonic at the Olimpic Games, ту самую, которая в Сочи. Хотя не думаю, что геймплей её сильно отличается от предыдущих частей.
Увы, но для даже если бы я хотел ознакомиться лично с какими-то интересными и необычными проектами лично, этих проектов на Игромире было крайне мало. Я уже называл Offensive Combat — браузерный шутер, где важно не только убивать противников, но и плясать «на их трупе». Интересна даже не столько конкретная механика, сколько сам принцип игры на эмоциях участников сражения. Не знаю выстрелит ли проект, но задумка действительно интересна.
Если бы я играл в War Thunder, то конечно обязательно попытался бы пробиться в павильон, где можно было опробовать игру за наземную технику. Гайдзины явно задались целью потеснить Wargaming в её нише и вполне возможно что-то у них получится.
Увы, но все игры 1С с игрового маршрута меня не впечатлили. Во-первых нельзя за пять минут оценить такие проекты как Rome 2. Murdered выглядит не более чем обычная экшен-адвенчура (хотя и неплохая, если будет возможность — приобрету). Зачем привезли Дьяблу я вообще не понимаю — в неё все давно уже играют, либо (как я) не играют в принципе. Возможно из всего списка небольшой интерес вызвали только Watch_dogs, однако показанная миссия абсолютно не передавала ощущение живого мира. Когда герой удирал на машине от преследователей, сшибая столбы и сея панику, даже не появилось ни одной полицейской машины. Так что не исключено, что все миссии там будут обычными заскриптованными сценариями, а взлом техники будет обставлен примерно также, как манипуляции с разрывами в Bioshock Infinite – вот крюк, нажми клавишу, чтобы совершить им какое-то действие.
Люди Игромира
Ни одна ярмарка на Руси не обходилась без ряженых. Ни один современный конвент не обходится без косплееров. Герои современных и классических игр, популярных сериалов и аниме — для тех, у кого при себе камера, главная проблема — выбрать. Я наверно не буду особо рассуждать о косплеерах — на них интереснее смотреть, и я думаю, посты с их фотками не заставят себя ждать. Лучше я расскажу о других людях, ради встречи с которыми стоило приехать на Игромир.
В первую очередь я говорю о разработчиках игр. Если у вас были вопросы к создателям Ведьмаков, Бэтмэнов или тех же Смотрящих псов — вы могли задать их на соответствующей презентации. Я очень рад, что практика «вопросов из зала» возобновилась — на предыдущей выставке её почему-то не было. Опять таки надеюсь, что 1С продолжит эту традицию, а за ней подтянутся и другие компании. Ведь сегодня общение с разработчиками через сеть проходит не слишком успешно. А вот в разговоре лицом к лицу, пожалуй можно чего-то добиться, что-то узнать. Это вполне может стать важной частью выставки, которая в будущем сможет сравниться с такими гигантами, как E3 и gamescom.
И это не мои слова. Так утверждает Джастин Леви из отдела «связей с общественностью» компании Ubisoft. Собственно уже сам факт, что Юби присылает на Игромир своих представителей уже говорит о многом. Им определённо интересно, что думают об их играх российские геймеры — с чего бы ещё он стал брать у нас интервью. «Пройдёт пара лет и Игромир уже будет сравним с самыми крупными мировыми выставками» — может конечно это и преувеличении, но не думаю, что большое.
Настоящее Игромира
Впрочем уже сейчас создателям Игромира есть чем гордиться. Им удалось сделать выставку по настоящему популярной, а её содержимое — живым отражением игровой индустрии. Проблема только в том, что эта самая индустрия, которую отражает Игромир, выглядит сегодня весьма спорно.
Много лоска, рекламы, маркетинга, но мало чего-то по настоящему нового. У разработчиков большинства проектов нет желания экспериментировать. А основные усилия направлены не столько на развлечения игроков, сколько на выкачивание из них денег. Увы, но Игромир показывает подобное положение, что называется, во весь рост.
Так что остаётся только ждать, когда крупные издатели начнут обращать больше внимания на игроков, как личностей. Тогда и сама выставка станет более привлекательной.